Воскресенье, 30.04.2017, 23:33
Футбол в Беларуси, России, Европе
 
Меню сайта

Категории каталога
Биографии игроков [10]
Истории [4]
Футбольное прошлое [1]
Футбольные клубы и сборные [2]

Начало » Статьи » Футбольное прошлое

Становление профессионального футбола
Сегодня профессиональный футбол - это многомиллионный бизнес. Да и сама игра стоит достаточно дорого. Профессиональные футболисты, настоящие мастера, которые высоко ценятся и высоко оплачиваются, играют на стадионах, стоимость которых даже трудно прелставить. Но так было далеко не всегда...

Если говорить о том, какая из стран Европы полнее и лучше использует коммерческие возможности футбола, на ум сразу приходит Англия. Финансовые и рекламно-коммерческие новшества, введенные здесь в начале 1990-х гг., привлекли самое пристальное внимание почти всех ведущих клубов Европы, в том числе и общепризнанных суперклубов из Италии, Испании и Германии.

И это особенно примечательно, если учесть, что руководящая верхушка британского футбола — как на уровне клубов, так и на уровне национальной сборной — буквально до недавнего времени упорно держалась за традиции любительского футбола, которые были хороши для XIX в , но к началу XXI в уже устарели.

Организованный футбол появился в Великобритании в середине прошлого века. Тогда его основной и едва ли не единственный доход происходил от продажи билетов на стадионы Так продолжалось почти сто лет, но к 1970-м гг. ситуация резко переменилась. Для футбола открылись другие источники дохода, реклама, поступления от спонсоров, деньги, которые телекомпании платят за право трансляции матчей, доходы с акционерных предприятий.

Однако поступления от продажи входных билетов, хотя их процентная доля в совокупном доходе с каждым годом становится все меньше и меньше, по-прежнему остаются основой для балансовых отчетов большинства профессиональных футбольных клубов, даже после образования премьер-лиги. В 1991 г «Манчестер Юнайтед» — один из наиболее прославленных клубов мирового футбола — разместил свои акции на Лондонской фондовой бирже. По предварительным подсчетам нетто-активы составляли 39,9 млн фунтов Акции продавались по 3,85 фунта за штуку, с гарантированным дивидендом 17,4 пенса на акцию только за первый год. Подобный подход к управлению делами был непривычен и нов для «Манчестер Юнайтед», как и для всех остальных британских клубов. В 1991 г. доход от продажи билетов составлял менее половины общих доходов клуба, которые складывались из поступлении от телекомпании, спонсоров, рекламных акций и организации общественного питания на стадионе.

Сейчас одним из основных доходов профессионального футбола являются спонсорские деньги между 1976 и 1990 г. суммы, которые спонсоры вложили в британский футбол, возросли с 2 млн фунтов до 230 млн. Банк «Барклайз» выложил 11,5 млн фунтов за право стать генеральным спонсором Футбольной лиги на шесть лет, начиная с 1987 г. Интерес крупных компаний к футболу лишний раз подтвердился, когда компания «Barclaycard» выложила 48 млн. фунтов стерлингов за право быть генеральным спонсором «только одной» премьер-лиги на три года, начиная с сезона 2001/02 г. Интерес спонсоров к футболу понятен, ведь футбол — это огромный рынок, привлекающий самые разные социально-экономические группы. Люди, пришедшие на стадион, видят громадные логотипы фирм-спонсоров. Благодаря телевидению эти логотипы видит вся страна. А это уже не что иное, как форма скрытой рекламы. Другой немалый источник доходов — выдача лицензий на производство товаров с эмблемами клубов, национальных сборных и крупных международных соревновании. По примерным подсчетам Футбольной ассоциации, одна только выдача разрешении на коммерческое использование цветов и эмблем национальной сборной и символов Кубка Англии способна принести в казну английского футбола 50 млн фунтов. Имея это в виду, фирма «Литлвудс» (крупная компания, проводящая футбольный почтовый тотализатор) стала первым спонсором Кубка Англии в 1994 г.

Торговля тоже приносит клубам немалый доход. Но здесь существуют некоторые спорные моменты. Уже много лет клубы продают дубликаты формы своих игроков и другую клубную атрибутику, но в последнее время появилась целая индустрия официальной клубной символики. «Тоттенхэм Хотспер» производит сотни товаров со своей символикой, начиная от ручек и заканчивая наволочками для подушек. Но больше всего нареканий вызывает продажа дубликатов формы. Многие клубы были обвинены в том, что они выкачивают деньги из юных болельщиков, постоянно меняя цвета и фасоны формы с расчетом на то, что убежденные фанаты обязательно приобретут себе все последние новинки. Самый дешевый набор «настоящей» формы стоит около 90 фунтов. А если принять во внимание, что у многих клубов существует по три варианта формы — в сезоне 1993/94 г у «Манчестер Юнайтед» было четыре варианта, — тогда действительно возникает подозрение, что клубы просто-напросто спекулируют на преданности своих болельщиков.

Весной 1994 г. «Манчестер Юнайтед» подписал договор с компанией «Амбро», крупнейшим в Великобритании производителем специальной спортивной одежды. На то время это была самая крупная в истории британского футбола сделка между клубом и производителем экипировки. Передав «Амбро» право на производство формы для клуба на четырехлет-ний срок, «Манчестер Юнайтед» обеспечил себе гарантированный доход в сумме 25 миллионов фунтов — в полтора раза больше, чем получила английская сборная, заключив с той же «Амбро» четырехлетний контракт

Компании, проводящие футбольные почтовые тотализаторы, также приносят футболу немалый доход, но напрямую они никак не влияют на саму игру. Впрочем, именно благодаря деньгам, поступавшим от футбольных тотализаторов и проходившим через Футбольный доверительный фонд, ведущие клубы сумели набрать необходимые суммы для реконструкции своих стадионов, к которой их обязали в законодательном порядке после трагедии на стадионе «Хиллсборо»

С появлением прожекторов в начале 1950-х гг. для профессионального футбола открылся еше один источник дохода. Теперь, когда появилась возможность играть по вечерам при искусственном освещении, клубные европейские соревнования, матчи на Кубок лиги и даже важные международные встречи начали проводиться не только по выходным, но и посередине недели. Профессиональный футбол получает неплохие доходы и от коммерческой рекламы. Клубы имеют немалые деньги, размещая рекламу различных компаний на ограждениях по периметру игрового поля.

Телевидение, привлечение спонсоров и реклама - вот три главные составляющие коммерческого успеха любого широкомасштабного предприятия. Новейший «продукт» УЕФА — Лига чемпионов весьма успешно использует их. Первоначально у Лиги чемпионов было четыре генеральных спонсора, которым было предоставлено право на размещение рекламы по всей территории стадиона. Игроки клубов, выступавших в Лиге чемпионов, не имели права выйти на поле в футболках с логотипами своих домашних спонсоров. Однако УЕФА все равно продолжает считать, что наибольшая прибыль происходит именно от эксклюзивного спонсорства.

В сезоне 1995/96 г. в Лигу чемпионов входило 24 клуба. Клубы-чемпионы своих стран, оставшиеся за пределами избранных двадцати четырех, были переведены в предварительный (отборочный) турнир Кубка УЕФА. В сезоне 1997/98 г. в регламент Лиги чемпионов были внесены изменения. УЕФА приняла спорное решение включить в лигу восемь клубов, занявших второе место в своем домашнем чемпионате. Причем это решение касается только восьми ведущих футбольных держав Европы, имеющих наивысший рейтинг в еврокубках. Таким образом, на групповой стадии первенства Лиги чемпионов выступают теперь 6 групп, по 4 команды в каждой. В следующую стадию с прямым выбыванием, которая начинается с четвертьфиналов, выходят победители групп и две лучшие команды из тех, которые заняли в группе второе место.

Расширение Лиги чемпионов в сезоне 1999/2000 г. означает, что клубы, пробившиеся в финальную стадию, могут заработать более 20 миллионов фунтов. Это и деньги, выплачиваемые УЕФА за участие втурнире, это призовые деньги и доходы клубов от продажи входных билетов. Неудивительно, что ведущие клубы Европы хотят поучаствовать в разделе этого «пирога» и требуют от УЕФА учреждения европейской суперлиги. 15 декабря 1995 г. войдет в историю профессионального футбола как день, когда умерла прежняя контрактная — и финансовая — система, освященная более чем вековой традицией. В этот день суд Европейских сообществ постановил признать правоту Жана-Марка Босмана, который подал жалобу на руководство своего футбольного клуба, обвинив его в том, что оно ущемляет его права.

Босман, ничем не примечательный футболист-профессионал, всю жизнь игравший за команды низших дивизионов, подал иск в национальный и международный суды, когда ему отказали в праве перейти из бельгийского клуба «Льеж» во французский «Дюнкерк».

Разбирательство длилось целых пять лет. Оно стоило Босману не только профессиональной карьеры. Все его сбережения ушли на судебные издержки. Он расстался с женой. Но в конце концов суд Европейских сообществ вынес решение, что существующая транс-ферная система и ограничения, налагаемые на иностранных игроков, переходящих из одного клуба в другой, абсолютно неправомерны и противозаконны. Суд постановил, что профессиональный игрок, чей контракт с прежним клубом закончен, волен перейти в клуб другой страны, и при этом он не обязан выплачивать отступные своему прежнему клубу. Суд также постановил, что клубы стран, входящих в Европейское сообщество, не имеют права ставить какие-либо трансферные ограничения для игроков — граждан ЕС на том основании, что такие ограничения, приравненные к ограничениям на торговлю, запрещены Римским договором.

Решение суда касается исключительно 15 стран — членов Европейского сообщества. Однако надо учесть, что это почти вся Западная Европа (за исключением Швейцарии) — иными словами, финансовое ядро международного футбола, причем не только европейского, но и мирового. УЕФА пребывала в полной растерянности. Она не знала, что делать. Так что именно национальные футбольные ассоциации стран Западной Европы — а отнюдь не главный руководящий орган европейского футбола — первыми предприняли меры, направленные на разрешение назревшего кризиса.

С завидной поспешностью были сняты все трансферные ограничения, налагавшиеся на ино- странных легионеров, — во всяком случае, для игроков — граждан стран Европейского сообщества. Некоторые страны, в частности Голландия, Германия и Италия, пошли еще дальше и ввели у себя практику свободного трансфера для игроков, чей контракт с клубом закончился. До этого профессиональные футболисты рассматривались владельцами клубов не иначе как олицетворение живых денег, составляющих финансовую структуру большого футбола.

Игроки — это самый изменчивый, но и самый ликвидный капитал футбольного клуба. Для многих клубов низших дивизионов возможность продать хорошего игрока в более сильный клуб равнозначна возможности выжить. Одна такая удачная сделка приносит иногда больший доход, чем сборы от входных билетов за весь сезон, и помогает слабому клубу продержаться на плаву еще сезон.

Дело Босмана всколыхнуло профессиональный футбол и вызвало международую панику, так как грозило перекрыть кислород мелким клубам на футбольном трансферном рынке, уничтожить многомиллионный источник дохода от игрового капитала клубов и привести к тому, что богатые клубы, которые в состоянии хорошо платить футболистам, получат возможность удерживать у себя сильных игроков, то есть купить постоянный успех... Оно также открыло перед профессиональными игроками радужную перспективу сделаться мультимиллионерами наподобие звезд американского командного спорта: американского футбола, бейсбола и баскетбола.

Опасения насчет будущего трансферной системы усугубились долгими и бесплодными спорами между ФИФА, УЕФА и Европейской комиссией относительно законности данной системы. Однако для клубов высшего дивизиона необходимость — многие даже скажут, жизненная необходимость — покупать игроков очевидна вдвойне. Во-первых, для того чтобы удержаться в высшей лиге и показать хорошие результаты, командам нужно показывать сильную игру, а значит, в ее составе должны быть самые лучшие игроки. А во-вторых, многие клубы стараются приобрести известных футболистов за большие деньги, чтобы и в межсезонье поддерживать интерес болельщиков к своим командам и тем самым способствовать росту продаж сезонных билетов. В Англии, например, существует всего три национальных трофея. В премьер-лигу входят 20 клубов, а это значит, что 17 команд заканчивают сезон ни с чем — а иногда и 18, если один клуб выигрывает сразу два трофея, как это случилось в 2001 г, когда «Ливерпуль» выиграл Кубок Англии (генеральный спонсор «АХА») и Кубок лиги (генеральный спонсор «Worthington») Есть идругие, нестольочевидные, причины, почему клубам необходимо покупать игроков. Например, если к концу финансового года на банковском счету клуба остается слишком много свободных средств, руководство клуба может принять решение купить игрока хотя бы для того, чтобы снизить задолженность по налоговым платежам.

Игроки — самый ценный капитал клубов. Из этого следует, что они должны получать немалое вознаграждение за согласие перейти в новый клуб. Новый сильный игрок способен привлечь тысячи зрителей, которые хотели бы посмотреть его игру. А поскольку суперзвезд относительно немного, клубы жестко соперничают между собой, чтобы заполучить себе таких игроков Аэто значит, чтосуммы трансфера, суммы контрактов и заработная плата футболистов с каждым годом все возрастают

В Великобритании в середине 1990-х гг. средняя заработная плата профессионального футболиста, играющего за клуб премьер-лиги, составляла 3000 фунтов в неделю. Игроки первого дивизиона получали в среднем 910 фунтов в неделю, второго — 456 фунтов, третьего — 330 фунтов А зарплата признанных суперзвезд исчислялась вообще баснословными суммами.

Когда Эрик Кантона в расцвете футбольной карьеры играл за «Манчестер Юнайтед», клуб выплачивал ему 10 000 фунтов в неделю. Казалось бы, невообразимая сумма. Но даже она бледнеет по сравнению с тем, что ведущие игроки могут получать в будущем...

Однако даже такие громадные деньги не идут ни в какое сравне ние с эпохальными суммами, которые получают ведущие спортсмены в Америке. На пике своей карьеры! баскетболист Майкл Джордан HJ «Чикаго Буллз» зарабатывал около 24 миллионов фунтов в год, то есть 461.000 фунтов в неделю!

Сейчас разница в зарплате игроков премьер-лиги и первого дивизиона стала еще больше — частично благодаря пятилетнему контракту стоимостью 304 млн фунтов премьер-лиги с телекомпанией «Скай TV» — и это само по себе вызывает немало проблем Многие резервные игроки предпочитают так и сидеть в запасе в клубе премьер-лиги, где больше платят, вместо того чтобы уйти в клубы первого дивизиона, где у них будет возможность играть, но за меньшие деньги. Таким образом, более слабые клубы и их болельщики практически не имеют возможности заполучить себе талантливых игроков.

Еще одна причина, почему повышается зарплата игроков — и особенно в первых двух дивизионах, — заключается в деятельности агентов, которые ищут для своих клиентов наиболее выгодные и перспективные контракты.

Споры относительно агентов продолжаются уже не один год. Кто-то высказывается «за», кто-то «против». Однако даже Футбольная ассоциация Англии нанимала агентов — сначала Гарри Свэилза, а потом Джона Смита, пытаясь проследить за тем, что- бы руководство национального футбола не подорвалось на коммерческом минном поле. В 1995 г ФИФА наконец утвердила систему, согласно которой агенты могут получить разрешение на деятельность на трансферном рынке и в сфере организации матчей. До дела Босмана на английском трансферном рынке начала 1990-х гг. общая стоимость игроков за сезон доходила до 100 млн фунтов. Это был очень неплохой бизнес дня межсезонья.

В сезоне 1992/93 г. общая сумма сделок на английском трансферном рынке составила 80 млн фунтов, и все они были заключены в период межсезонья. Самые платежеспособные клубы Англии — это клубы «Большой пятерки»: «Манчестер Юнайтед», «Ливерпуль», «Эвертон», «Тоттенхэм» и «Арсенал». Однако в последнее время к числу клубов, активно покупающих игроков, присоединились и клубы, которые патронируют состоятельные покровители, например «Блэкберн Роверс», «Ньюкасл Юнайтед»

Появление «Блэкберна» на трансферном рынке прошло весьма эффективно и с размахом. Клуб тогда патронировал сталелитейный промышленник, мультимиллионер Джек Уокер, и с его благословения тренер Кении Далглиш потратил более 20 миллионов фунтов, чтобы вывести команду из первого дивизиона в премьер-лигу, а потом и в большой европейский футбол. «Блэкберн» в июле 1994 г. побил все британские рекорды трансферных сумм, заплатив 3,6 млн фунтов клубу «Нор-вич Сити» за нападающего Криса Саттона. В таком же духе действовал и «Ньюкасл», которому оказывал финансовую поддержку предприниматель сэр Джон Холл За баснословные деньги клуб купил нападающих Алана Ширера и колумбийца Фаустино Асприлью.

В 1993 г «Рейнджере» заплатил 4 млн фунтов клубу «Данди Юнайтед» за форварда Данкана Фергюсона. А в январе 1995 г «Манчестер Юнайтед» установил очередной рекорд Англии по трансферным суммам, заплатив 7 млн фунтов за Энди Коула, выступавшего за «Ньюкасл Юнайтед»

Спустя полтора года эта сумма выросла более чем в два раза В мае 2000 г. «Лидс Юнайтед» отдал 18 млн фунтов за контракт с Рио Фердинандом из «Вест Хэма», тем самым подтвердив, что цены на британском трансферном рътегке; неуклонно растут, несмотря на то что Европейская комиссия считает, что стоимость игроков, работающих на контракте, непомерно завышена.

В футбол играют почти во всех странах мира. Естественно, что для его нормального развития необходим единый международный орган управления И он появился в 1904 г., когда была образована Международная федерация футбола, ФИФА.

Трудности начались сразу же, поскольку четыре британские ассоциации отказались участвовать в этом мероприятии, однако в 1910 г они все вошли в ФИФА Правда, в 1920 г. они вышли из ФИФА, но спустя четыре года вернулись. Потом опять вышли в 1928 г. в результате конфликта по вопросу о плате за простой для игроков-любителей, который обсуждался в ФИФА накануне Олимпийских игр в Амстердаме. Окончательно британские ассоциации вернулись в ФИФА лишь спустя 20 лет и таким образом упустили возможность принять участие в первых чемпионатах мира, которые проходили до Второй мировой воины.

Членство в ФИФА ограничено. В нее могут входить только национальные ассоциации, по одной от каждой страны Эти ассоциации должны представлять суверенное государство, доминион или протекторат. Каждая национальная ассоциация имеет один голос в Конгрессе ФИФА, который проходит раз в два года ФИФА занимается пересмотром законов и правил игры, организацией и осуществлением крупных международных соревновании. Также она регулирует международные трансферы игроков, устанавливает нормативы судейства и следит за их исполнением, координирует деятельность компаний, занятых в области спортивной медицины, разрешает спорные вопросы относительно любительского и профессионального футбола, способствует развитию футбола в странах третьего мира, определяет меры наказания для клубов и отдельных игроков, нарушивших правила и установления, и контролирует финансы международного футбола.

Спорные вопросы между различными странами должны разрешаться во внутреннем порядке и беспристрастно. Главная цель международной федерации — развитие мирового футбола в целом, без каких-либо предпочтений одного члена федерации другому. И хотя иногда может показаться, что ФИФА склоняется в том или ином идеологическом направлении, в целом она остается политически нейтральной организацией и старается честно соблюдать устав, руководствуясь принципом беспристрастности.

В 1953 г. ФИФА санкционировала образование континентальных конфедерации. Это было сделано с целью укрепить организационную и административную структуру футбола. Европейская и Азиатская конфедерации были учреждены в 1954 г.; в 1956 г образовалась конфедерация Африки, в 1961 г — Северной и Центральной Америки, в 1966 г. — Океании Конфедерация Южной Америки, образованная в 1916 г., также вошла в ФИФА на правах регионального подразделения. Шесть континентальных конфедераций — УЕФА (Европа), АФК (Азия), КАФ (Африка), КОНКАКАФ (Северная и Центральная Америка и страны Карибского бассейна), ОФК (Океания) и КОНМЕ-БОЛ (Южная Америка) — подчиняются ФИФА. Каждая из них контролирует свой географический регион. Национальные ассоциации стран каждого континента подчиняются своей конфедерации, а национальные и региональные лиги подчиняются своим национальным ассоциациям Таким образом, каждый футбольный клуб имеет доступ к ФИФА через свою лигу, национальную ассоциацию и континентальную конфедерацию.

ФИФА, штаб-квартира которой располагается на берегу озера Цюрих, контролирует все аспекты мирового футбола. Ей подчиняются около 200 миллионов игроков и более миллиона клубов Согласно уставу, федерация имеет самые широкие полномочия Недавние меры, принятые ФИФА по борьбе с применением допинга и практикой договорных матчей, наглядно показывают, какой властью облечена Международная федерация.

ФИФА не боится применять самые крутые меры. Когда «Марсель» выиграл Кубок европейских чемпионов и в 1993 г. угодил в крупный скандал по обвинению в проведении договорных матчей, ФИФА заставила свое европейское подразделение — УЕФА применить жесткие санкции к французскому клубу еще до того, как состоялся суд. А когда владелец «Марселя» Бернар Тапи заявил, что подаст в суд со своей стороны, ФИФА пригрозила вообще исключить Францию из всех международных турниров, так что Тапи пришлось отступиться от своих претензий.

Но самое главное, ФИФА контролирует участие в крупнейшем международном турнире — Чемпионате мира и поэтому может легко призвать к ответу команды, которые откровенно нарушают правила игры. Так, в 1990 г. сборную Чили исключили из отборочного турнира чемпионата мира, когда в игре с бразильцами чилийский вратарь Роберто Рохас симулировал травму, которую ему якобы нанесла шутиха, брошенная с трибуны. Бразилец Жоао Авеланж, который в 1974 г. был избран президентом ФИФА и которого в июне 1998 г. сменил на этом посту Зепп Блаттер, продемонстрировал весьма прагматичный подход к игре и сделал многое для коммерциализации мирового футбола. В частности, руководствуясь политическими требованиями, он расширил финальную стадию чемпионата мира с 16 до 24 команд в 1984 г. и до 32 в 1998 г.

Нельзя сказать, что деятельность Авеланжа не подвергалась критике. Руководители европейского футбола становились все более обеспокоенными подходом Авеланжа к игре, который воспринимался ими как диктаторский. В 1995 г. под руководством президента УЕФА Леннарта Юханссо-на они выступили за реформу политической структуры ФИФА и за изменения в управлении финансами чемпионата мира.

Сотрудничество прессы и большого спорта — это всегда взаимовыгодное сотрудничество. Тем более если речь идет о телевидении. В этом случае финансовые выгоды более чем очевидны. Но если телевидение вполне в состоянии прожить без футбола, в последнее время все уже убедились в том, что во многих странах футбол просто не выживет без телевидения и тех капиталовложений, которые от него поступают. Положение футбола в таких странах может стать очень опасным, когда телемагнаты найдут сверхоружие в рейтинговой войне.

Чтобы понять принцип взаимоотношений футбола и телевидения, прежде всего следует разобраться в том, почему телевидение так стремится показывать футбол. Развлекательная ценность футбола сама по себе не настолько высока, чтобы покупать право на трансляцию матчей за такие огромные деньги, пусть даже в Европе футбол действительно смотрят миллионы телезрителей. Для телекомпаний ценность футбола заключается отнюдь не в самой игре. Им важно, что матчи смотрит много народу, а значит, они привлекают рекламодателей. Когда телекомпании платят за право показывать футбол, они тем самым покупают право продавать рекламное время, которое будет использоваться во время трансляции матча. Основная масса болельщиков — то есть людей, которые за неимением возможности посетить стадион будут смотреть футбол по телевизору, — это молодые мужчины с достаточно приличным доходом. Вот почему самое лучшее время для телерекламы автомобилей, домашних компьютеров, видео- и аудиотехники, алкогольных напитков и финансовых услуг — это именно время трансляции футбольного матча.

Наиболее показательный пример такого слияния футбола и телевидения — компания «Финин-Вест», которой владеет итальянец Сильвио Берлускони. Помимо прочего, компания владеет футбольным клубом «Милан», рядом локальных коммерческих телеканалов, сетью супермаркетов и дю-жиной других фирм, никак не связанных со спортом и телевидением. Берлускони вложил в «Милан» миллионы долларов, желая сделать свой клуб лучшим в Европе, если вообще не в мире. А показывая футбол по различным принадлежащим ему телеканалам, Берлускони имеет самую широкую аудиторию, на которую направлена его же реклама. Таким образом он добился идеальной взаимосвязи между ТВ и футболом. Мало того, Берлускони избрал для своей политической партии итальянский футбольный лозунг — «Вперед Италия!» — и в марте 1994 г. победил на всеобщих выборах.

Что касается футбольной прессы, то в разных странах она организована по-разному. В Италии, Франции, Португалии, Испании, Венгрии, Польше, Словакии, Румынии и Болгарии выходит как минимум одна ежедневная спортивная газета. А вот в Великобритании — в стране, буквально одержимой спортом — такой газеты не существует. Впрочем, там она и не нужна. Центральные газеты в Великобритании уделяют футболу гораздо больше внимания, чем обычные ежедневные газеты на континенте, и поэтому там просто нет надобности в ежедневной спортивной газете. О том, что футбол очень важен для развития британской пресс-индустрии, говорит хотя бы тот факт, что ныне прекратившая существование газета «Сегодня» в сезоне 1986/87 г. выступила главным спонсором чемпионата футбольной лиги.

В Континентальной Европе ситуация несколько иная. Там существует необходимость в ежедневных спортивных газетах, которые широко освещают различные турниры и матчи, публикуют исследования и аналитические статьи, интервью, результаты игр и статистику. В Великобритании существует немало еженедельных и ежемесячных футбольных журналов, но они в основном ориентированы на подростков и нередко представляют собой набор ярких постеров и фотографий при минимуме информационного текста. В Континентальной Евро- пе футбольные журналы ориентированы на людей более старшего возраста.

Для книгоиздателей футбол также является золотой жилой. Каждый год в мире издаются сотни книг на футбольную тематику. Это и сборники статистических данных, и ежегодные календари всех крупнейших чемпионатов, и глубокие социологические исследования влияния футбола на развитие общества в целом. В Великобритании уже давно сложилась традиция написания книг в жанре «бью по мячу и о том говорю», когда знаменитый футболист рассказывает о своей жизни и спортивной карьере, а ему помогает профессиональный журналист, который выполняет работу писателя-призрака, то есть делает литературную обработку текста. Такие книги, как правило, требуют коммерческой раскрутки. Чаще всего несколько наиболее интересных или скандальных глав публикуются с продолжением в какой-нибудь популярной (обычно воскресной) газете, а потом книга поступает в продажу.

Радиовещание также играет немаловажную роль в популяризации футбола. Например, британское радио «Радио-5 Лив» (Би-би-си) старается как можно чаще транслировать футбольные матчи в прямом эфире. Существует множество новостных программ, которые освещают новости футбола и дают результаты и статистику. Причем в начале 1990-х гг. стиль вещания спортивных радиостанций претерпел по-настоящему революционные изменения, так что теперь они могут с успехом конкурировать с различными местными коммерческими радиостанциями, которых в последнее время появилось великое множество.

С развитием информационных технологий возрастает и роль всемирной компьютерной сети Internet. Там давно появились официальные веб-страницы клубов, отдельных игроков и главных турниров, а также домашние странички болельщиков, которые включают новости, статистику, а подчас и околофутбольные слухи.

Владельцы клубов, тренеры и игроки необычайно остро воспринимают любую негативную публикацию о себе. Но бизнес есть бизнес.

Не существует такой компании, которая могла бы единолично скупить все информационное пространство, которое час за часом, день за днем заполняется футболом, и только футболом. Свобода слова означает, помимо прочего, что последнее слово всегда остается за прессой.

Категория: Футбольное прошлое | Добавил: ODIN (27.11.2007) | Автор: Денис
Просмотров: 3565 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 3
3  
bath county medical clinic pharmacy http://sundrugstore.net/products/dulcolax.htm pharmacy degree

2  
у нас на официальном портале можно увидеть огромный выбор интересных статей про http://medbaz.com/news-more-903.html - аритмия.

1  
на официальном портале подобран большой ассортимент интересных статей про http://ublaze.ru/forum/ftopic1114.html - wondermedia wm8650 android 2.2 прошивка

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск по каталогу

Друзья сайта
    Итальянский футбол

Статистика

Copyright by Stan © 2007Бесплатный хостинг uCoz