Пятница, 26.04.2024, 20:30
Футбол в Беларуси, России, Европе
 
Меню сайта

Категории каталога
Биографии игроков [10]
Истории [4]
Футбольное прошлое [1]
Футбольные клубы и сборные [2]

Начало » Статьи » Истории

Что такое антифутбол?
Анти... (греч. anti... - против), приставка, обозначающая противоположность или враждебность; то же, что «противо...» ( Толковый словарь русского языка).

Цель оправдывает средства. - Игнатий Лойола (по другим источникам - Н. Макиавелли).

Лучше 5 раз выиграть по 1:0, чем 1 раз 5:0! ( Александр Косевич, главный тренер Луганской "Зари").

Антифутбол. Даже если смотреть с лексической точки зрения - анти - нечто противоположное естественному, тогда "антифутбол" - это противоположность футбола. Но нет - "антифутбол" - это одна из разновидностей футбола. Если посмотреть в историю развития футбола, то сначала было все - таки по лексике, то есть это была противоположность футбола. Теперь же это стало его видом. В причинах этого явления и попытаемся разобраться ниже.

Антифутбол фактически зародился в довоенной Швейцарии. 20 - 30 годы прошлого века - время бурного развития футбола, особенно в области тактики. Вспомним Герберта Чепмена с его гениальной "дубль-ве". Именно как противоядие этой схеме придумали "швейцарский замок". Автором этой схемы стал австрийский тренер Карл Раппан. Девизом его нововведения стала фраза: "Главное — не пропустить!". Некоторые историки футбола полагают, что именно Раппан был изобретателем позиции либеро, и сходятся во мнении, что именно Раппан начал выстраивать защиту по зонному принципу, причём отводя особую роль игре двух полузащитников оборонительного плана вблизи своей штрафной. Самое удивительное - это схема работала!!!

На ЧМ - 1950 швейцарцы делают нечто невообразимое - они добиваются ничьей в игре с Бразилией. И это при том, что до игры, на вопрос журналистов о "швейцарском замке" главный тренер сборной Бразилии ответил: "Зачем нам замок??? Мы неплохо обходимся и булавкой!". Многие тренеры пробовали применить швейцарскую систему в своих командах, но их этой затеи ничего не вышло. Особо комичными выглядели попытки подобное оборонительное построение в Испании и Италии. Видимо, чтобы "замок Раппана" работал как хорошо отлаженный часовой механизм, нужны сверхдисциплинированные футболисты, а не южане - разгильдяи, которых хлебом не корми - дай к чужим воротам сбегать. Как ни странно, но именно Италия стала продолжателем швейцарской традиции и дала миру абсолютно новое очертание замка, но уже со своим, итальянским названием - "Катеначчо".

Отцом этого направления стал Эленио Эррера. Один случай из его футбольной жизни во многом предопределил развитие футбола на ближайшие десятилетия: "Я был первым чистильщиком в истории! Это было во Франции в 1945 году. Играли тогда по схеме дубль-вэ за 15 минут до конца мы вели в счете 1:0, тогда я, будучи левым защитником, перешел за спину остальных игроков. Мы выиграли, а когда я стал тренером, то вспомнил тот случай". Эррера усовершенствовал построение в этой схеме: один чистильщик (либеро) находится за спинами защитников, а команда применяет персональную опеку, образовывая непроходимый редут перед воротами. Эррера требовал от своих ребят безоговорочной дисциплины на каждом участке поля, и это схема работала. С миланским «Интером» он выиграл три чемпионата страны, по два раза Кубок чемпионов и Межконтинентальный кубок. Однако в 1967 миф о непобедимости "катеначчо" был развенчан – в финале Лиги Чемпионов Интер встречался с одной из самых играющих команд того времени – Селтиком великого Джока Стина. Гол Сандро Маццолы на 8 минуте матча заставил «интерести» образовать тот самый непроходимый редут перед воротами Комби. Но даже великий вратарь был бессилен против двух точных ударов игроков Кельтов, которые тогда победили. Ту победу Селтика назвали «величайшим подвигом ради спорта», а "катеначчо" стало понемногу уходить на задний план. Добил же его «Тотальный Футбол» Ринуса Михелса, который стал универсальной отмычкой от любой обороны.

Со временем, термин «катеначчо» стал нарицательным, от него веяло каким-то дурным итальянским запахом. Футбол 70-х, а особенно 80-х, стал более ярким. Хотя примеры антифутбола все равно оставались.

К таковым можно отнести и знаменитую «выездную модель» Валерия Васильевича Лобановского. Игра на выезде на «ноль» - вот ее главная задача. Это ли не антифутбол?? Лобановский чересчур сильно был подвержен влиянию научной группы, которая высчитала «рецепт победы». Тренер его придерживался. При этом Динамо был очень играющей командой, которая играла в Европе не только за счет обороны, но и за счет прекрасной атакующей линии. При всех минусах «выездной модели» нельзя не отметить факт бесчисленных побед Динамо того времени. И, наверное, болельщикам было глубоко начхать, какой модели придерживается их команда, ведь они чемпионы!!!

Бурный расцвет «тотального футбола» полностью поменял европейскую концепцию игры. ЧМ 1974 стал праздником яркой игры. И все – таки, одна из элитных команд умудрилась выпасть из этого праздника жизни. Это сборная Бразилии. Ни игры, ни результата – вот он антифутбол в лучшем его проявлении. А за это ох как не любили, особенно, в Бразилии, в которой априори не может быть некачественного футбола!!! Приход в сборную Теле Сантаны заставил забыть о ЧМ 1974, как о кошмарном сне, но история - то помнит все! И вот мы почти пришли к нашему времени.

90 – е годы – время тотальной коммерциализации футбола. Первое время результаты достигаются еще на старом материале, где атака – наше все! Чемпионат Мира 1994 года и Европейское первенство 1996 явили нам новый тип футбола. Финал ЧМ 1994 – хрестоматийный. Это пособие на тему « Как пропустить гол в финале Чемпионата Мира только в серии пенальти?». Итальянцы вспомнили свою великую традицию и показали новый тип «катеначчо» - более современный на вид, но абсолютно одинаковый, по сути. Но «Скуадре Адзурре» просто не повезло.

Зато через 10 лет повезло команде, пример которой является новым пособием по антифутболу – сборной Греции. Перипетии финальной части прошлого Евро пересказывать нет смысла – они свежи в памяти. Греческая оборона, помноженная на тренерский гений Отто Рехагеля и еще раз помноженная на невероятный фарт – вот он, рецепт победы! На этом моменте хотелось бы остановиться подробнее. Как отличить антифутбол от четкой игры в обороне? Ведь грань между этими понятиями очень тонка. В данном конкретном случае – это все – таки защитные построения. Еще в отборочном цикле к этому Евро все СМИ наперебой отмечали великолепную четкость игры греческой обороны. Особенно выделяли трех «китов» – кипера Никополидиса, стоппера Михалиса Капсиса и центрхава Тео Загоракиса. Хотя вся оборона греческой сборной великолепна – здесь два фланговых исполнителя – Юркас Сейтаридис и Такис Фиссас, а также ветеранистый центр с великолепной игрой на втором этаже, Траянос Деллас.

Рехагель собирал свою сборную не один год, она прошла великолепную обкатку в отборе на ЧМ – 2002, когда чуть не отобрала путевку на ЧМЯК у Англии. И когда надо было, греки начали стрельбу - победы над Испанией и Украиной, выход на Евро с первого места и, наконец, сама финальная часть в Португалии. Первый матч вообще антифутболом назвать нельзя – феерическая победа над Португалией вместила все – классные контратаки, отличную оборону, хорошую вратарскую игру и фарт. Вспомните второй гол греков – правый бек Сейтаридис пролетает по флангу, вбегает в штрафную, где его сзади подбивает неопытный Криштиано Роналдо. Пенальти реализован Басинасом. Скажите, где здесь антифутбол, если по классической схеме «катеначчо» правый бек не имеет никакого права вылазить за центр поля? И так далее по каждому матчу. Единственный матч, где мы увидели греческий антифутбол – полуфинал с Чехией. Там греки нагло валялись по 5 минут на поле, сломали Павела Недведа, опять же нагло тянули время, но супервезение вылилось в гол Делласа. Финал не стал примером антифутбола, португальцы просто не научились играть против греков, вот и все!

Если брать ближе к нашим реалиям, то каждый третий матч чемпионата Украины представляет из себя антифутбол в чистом виде. Две убогенькие команды, в большинстве своем, на убитом поле, пытаются играть в комбинационный футбол. Но о каком ярком футболе может идти речь, когда у 2\3 игроков нет мастерства, а тут еще и поле мешает. Нудотина, да и только!!!

Не могу не затронуть близкую для себя тему родного запорожского «Металлурга». Когда весной в команду пришел Чанцев, болельщики просто ревели от восторга, видя домашние игры команды. Осенью тона переменились – все больше мы видим скучное катание мяча на чужой половине поля, без каких-либо шансов на гол. Вот это антифутбол, тем более, когда болельщики «благодарят» свою команду за игру свистом.

И чтобы уж покончить с примерами, разберем выступление Днепра в Кубке УЕФА. Две домашние игры с Абердином и ГКС – больше не надо. Это к разговору о тонкости грани между антифутболом и прекрасной игрой в обороне. Матч с ГКС – поляки трижды переходят центр поля, имеют два момента за весь матч (второй удар через себя Мариуша Уйека в конце матча). Они забивают гол и уходят в оборону. Днепр идет на штурм. Вот с этого момента подробнее. Поляки играют очень глубоко, Днепр полностью владеет мячом за 30-35 метров, но ничего не выходит. Будь на месте поляков команда посильнее, уверен, – они бы забили второй мяч. Но они играют тупо на отбой, выбивают только в аут, долго валяются на поле. Гол Назаренко – ничья 1:1. Антифутбол в чистом виде. Эх, поляки… Матч показывает неумение проломить эшелонированную оборону, неумение играть против команд «10 в обороне».

Абердин – гол в середине первого тайма. До 55 минуты абердинцы не пускают Днепр даже на свою половину. Выход Кости Кравченко меняет дело – атаки Днепра становятся менее однообразными, Днепр уже стабильно на чужой половине. Но Абердин делает грамотнейший тактический ход – они дают свободу флангам, пускают наших крайних защитников ближе – хай вешают! А вешать при обычной атаке, до выхода Корниленко, ненакого – Самодин и Воробей на голову ниже каждого защитника скоттов. А Шершун и Русол приходят только на стандарты, ведь страх пропустить еще есть! Вот он тренерский гений коуча Абердина. После 10 минут Абердин прессует Назаренко и Кравченко еще в центре поля. Ничья и Днепр в ауте! За счет чего – оборона, и ее великолепное построение, а также тренерские ходы – Джимми Колдервуд оказался намного мудрее Протасова в решающие моменты игры.

Итак, что мы имеем. Антифутбол прошел пять стадий становления:

1) Зарождение. Идея Карла Раппана + ее реализация автором;

2) Усовершенствование. Эленио Эррера делает «катеначчо» тактикой №1;

3) Развенчание мифа. Победа Селтика в финале ЛЧ – 1967 и «катеначчо» закрывают в пыльном чулане;

4) Ренессанс. 90–е годы – эпоха коммерции в футболе, результат все больше превалирует над игрой;

5) Наше время. Умение различать антифутбол от прекрасных защитных построений;

После всего написанного созрел вывод, он же – мое определение антифутбола. Антифутбол – это тактика (схема, построение) игры, которое не дает результата, вдобавок к этому, является еще и унылым зрелищем!

Я желаю вам побольше хорошего, качественного футбола и чтобы антифутбол встречался вам, как можно реже!!!
-----------------------------176922363331256
Content-Disposition: form-data; name="format"

1

Категория: Истории | Добавил: henry (08.01.2008) | Автор: Nik
Просмотров: 2505 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 2
2 Анатолий  
0
http://www.antifootball.ucoz.ru/ заходите друзья и регистрируйтесь

1 SKYvovker  
0
заходите ко мнеhttp://antifootbal.ucoz.ru/

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск по каталогу

Друзья сайта
    Итальянский футбол

Статистика

Copyright by Stan © 2007Бесплатный хостинг uCoz